При проектировании веб-ресурсов отечественные разработчики не всегда используют прототипы в качестве технического задания (ТЗ), внося правки в уже готовый дизайн (который может быть разработан технически не ориентируемым специалистом в области UX). Это, в свою очередь, негативно отражается на этапах работы менеджера проектов с заказчиком и для разработчика в отношении планирования трудозатрат.

Кроме того, заказчик иногда далек от понимания, что такое «прототип» и зачастую воспринимает его как готовый сайт. В какой-то степени так и есть, однако оценивать его нужно, как готовый сайт лишь с точки зрения контентно-объективной ориентации и набора функциональных составляющих. В то время, как имея перед собой прототип сайта, возникают предложения касательно оформлении (с точки зрения дизайна) и визуализации отдельных элементов, которые в процессе создания макета могут существенно измениться.

В действительности дизайнеры и проектировщики решают одну задачу - то каким образом будет выглядеть конечный продукт.  В свою очередь, дизайнеры отвечают за эмоциональную составляющую, то есть соблюдение стиля и внешняя привлекательность, а проектировщики решают психологические аспекты при взаимодействии пользователя и ресурса, то есть удобство и эффективность его использования. При этом важной составляющей этого процесса является разделение работ по графике работ и проектированию. 

Когда проектирование и юзабилити относится к задачам проект-менеджера, то получаем ряд преимуществ. Ведь один и тот же человек отвечает за: структуру сайта, расположение блоков на странице, правильную адресацию и корректный вывод заголовков страниц. Кроме того, менеджер имеет представление о бизнесе клиента и его потенциальных пользователях будущего ресурса. Другими словами - это тот человек, который видит картину проекта в целом. Создавая ТЗ для дизайнера он делает прототип всех страниц сайта, который позволяет дизайнеру сосредоточиться лишь на художественном оформлении, а не придумывать как расставить и вместить блоки. Конечно же самый лучший вариант - это некий симбиоз мыслей проект-менеджера и дизайнера. Но это является самым сложным в реализации, ведь в этом случае дизайнеру необходимо принимать участие в разработке еще до написания ТЗ.

На сегодня главным фактором оценки качества сайта для заказчика все еще остается графический дизайн. При этом практически всегда из внимания упускаются несколько важнейших принципов:

  • дизайн сайта – не является произведением художественного искусства, это прежде всего пользовательский интерфейс
  • пользовательский интерфейс помогает пользователям решать их задачи

  • заказчик сайта не является его пользователем (в большинстве случаев)

Когда студия занимается разработкой дизайна сайта, основываясь лишь на требованиях заказчика, то конечный пользователь такого продукта (потенциальный клиент) будет обречен на множественные неудобства и, скорее всего, уйдет из такого сайта.  Это связано с тем, что, заказчик не знаком с понятием юзабилити и склонен уделять больше внимания художественному оформлению, нежели тому “каким образом сделать сайт удобным для пользователя”. Следует сказать, что оформление отвлекает от главной сути.

В большинстве случаев стороны достигают взаимопонимания, но зачастую это происходит непосредственно на этапе сдачи проекта, когда срок истек, а бюджет сайта исчерпан. Та же история с проработкой сценариев использования - этот этап чаще всего проходит после того, как проект внедрен.

Еще один из самых распространенных случаев - когда заказчик в процессе реализации проекта приходит к пониманию того, что ему в действительности необходимо. Тогда и появляются корректировки - по дизайну и компоновке элементов, и в довесок - по функциональной части. Это, разумеется, влечет за собой увеличение сроков и бюджета сайта.

Куда проще для обоюдного взаимопонимания, а также для решения задач посетителей сайта, создавать прототип, то есть, модель будущего сайта.